Летний период времени

«Организация досуга детей в летний период»

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых — это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная пища – всё это оказывает благотворное влияние на детский организм. Купание, езда на велосипедах, игры с мячом, прыгалками занимают весь день, что приносит большую пользу здоровью ребёнка. Развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы. Развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость. Создаётся бодрое, жизнерадостное настроение.

А чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

  • Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.
  • Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.
  • Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйтев футбол.
  • Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.
  • Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
  • Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку.

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.

Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» — оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.

Игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру.

Игра «Успей занять своё место». Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего — опередить одного из них и занять его место.  

Рисование мелками.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Игры с водой и в воде.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды.

Игра с камешками.

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки.

Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала способствует развитию творческого замысла в игре. Некоторые игры появляются неожиданно, как отклик на яркие новые впечатления. Это помогает взрослым узнать своего ребёнка, даёт большие возможности для индивидуального подхода к детям, для выявления интересов, склонностей ребёнка. 

 

Подготовила: Чепик О.С., руководитель физического воспитания первой квалификационной категории

 

 

 

свернуть

Электробезопасность детей в летний период!

Зачастую причиной пожара является неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования, что требует повышенного внимания к данному вопросу. 

Продолжаются летние каникулы, а значит, самым главным правилом безопасности остается надзор за детьми.

Чтобы избежать трагедии, следует запомнить простые правила:

- перед использованием электроприборов нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации;

- регулярно удаляйте с задней стенки холодильника и телевизора накопившуюся пыль.

- электросети должны быть оборудованы автоматическими устройствами защиты (автоматические выключатели или предохранители);

ЗАПРЕЩЕНО:

- перегружать электрические сети, эксплуатировать провода и кабели с поврежденной изоляцией;

- применять в аппаратах защиты электросетей некалиброванные плавкие вставки (скрутки проволоки, «жучки»);

- пользоваться самодельными и неисправными электронагревательными приборами, оставлять включенные электроприборы без присмотра;

- пользоваться электроприборами во время грозы.

Спасатели советуют, что не лишним будет и установка пожарных извещателей в жилых комнатах. Ведь такой небольшой защитник от пожара спасет в случае задымления и жизнь, и имущество.

Соблюдая эти правила, Вы обеспечите свою безопасность и безопасность ваших детей. Будьте для них примером!

 

 

свернуть

Памятка родителям и детям

Памятка по безопасности ребёнка — о самом важном:

  • нельзя общаться с незнакомыми людьми — даже если это женщины или другие дети;
  • если ребёнка пытаются куда-то увести силой — нужно кричать и стараться привлечь к себе внимание взрослых людей абсолютно любыми способами;
  • если ребёнок подозревает, что его преследуют — необходимо обратиться к полицейскому или зайти в место, где есть люди (банк, кафе) и оттуда связаться с родителями;
  • проверьте, знает ли ребёнок наизусть номер телефона хотя бы одного из родителей — личный телефон сына или дочери может потеряться или разрядиться, и связаться с родственниками, не зная номера наизусть, будет сложно;
  • если на ребёнка пытаются напасть в подъезде — пусть громко кричит «Пожар!», стучит во все двери, бьёт стекла: в случае нападения в подъезде допустимы любые способы привлечения внимания взрослых людей;
  • всегда знайте, где сейчас находится и что делает ваш ребёнок с помощью приложения на телефоне или gps-часов «Где мои дети»: в режиме реального времени вы будете знать, где ваш ребёнок сейчас, и где он уже успел побывать, а в случае опасности получите сигнал тревоги, даже если звонок невозможен.

Несмотря на возможные опасности, лето всегда остаётся любимым временем года и для детей, и для их родителей. Летом нет учебных забот, зато есть много возможностей для сближения семьи: поездки на природу, общие спортивные занятия, игры и прогулки. Не забывайте о разумных правилах безопасности — и пусть ваше лето не омрачат никакие неприятности!

свернуть

Летние забавы и детская безопасность

Активный отдых летом интересен и полезен для ребёнка: зимой уже не удастся покататься на велосипеде, роликах и самокате. Но любой активный вид спорта может быть опасен! Согласно статистике, аварии на велосипеде и падения — одни из основных причин детских травм летом. Соблюдайте правила безопасности во время летних забав, и пусть здоровье ребёнка от активной деятельности только укрепляется!

Травмы, раны, ушибы

Расскажите ребёнку, какие правила нужно соблюдать при летней активности, чтобы свести риск травм к минимуму:

  • при катании на велосипедесамокате, роликах необходимо защитить уязвимые места: надевать шлем, наколенники, налокотники — детские хирурги утверждают, что большинство травм удалось бы избежать, если бы дети были соответствующим образом экипированы;
  • ролики, велосипед или самокат должны подходить ребёнку по размеру: велосипед не должен быть низким или слишком высоким, ролики должны плотно фиксировать ногу, но не пережимать её;
  • электросамокат — опасный транспорт: он развивает большую скорость, плохо виден автомобилистам и мешает пешеходам на тротуарах, поэтому лучше предпочесть электросамокату обычный самокат;
  • упасть во время катания может любой — и учиться падать нужно правильно: сгруппироваться, свернувшись калачиком, не выставляя руки вперёд.

Первая помощь при получении ран:

  • чистыми руками, желательно в стерильных перчатках, удалите грязь вокруг ссадины;
  • обработайте повреждённую кожу зелёнкой или йодом;
  • если кровотечение остановить не удается — вызывайте скорую помощь.

Первая помощь при ушибах:

  • приложите к ушибленному месту холод: лёд, замороженные продукты, влажную ткань;
  • если ребёнок жалуется на сильную боль — можно дать ему детское обезболивающее;
  • если боль не проходит или даже усиливается — обратитесь к врачу.

Неопытному человеку трудно оценить серьёзность травмы, и если ребёнок упал с большой высоты — лучше показать ушиб медику, даже если жалоб на сильную боль нет, чтобы исключить возможный перелом.

Активные виды спорта

Если ребёнок увлекается плаванием, футболом, скалолазанием — соблюдайте базовые правила безопасности активных видов спорта:

  • приучайте ребёнка к нагрузке постепенно, особенно если у него нет достаточной физической подготовки;
  • сложным видам спорта — скалолазанию, дайвингу и подобным — лучше обучаться в специально оборудованных местах под контролем инструктора;
  • перед каждым занятием проверяйте, надел ли ребёнок защитную экипировку.

Безопасность на детской площадке

Осмотрите площадку сами, чтобы убедиться в её безопасности: нет ли стекла и другого мусора на территории, хорошо ли закреплены качели. Научите детей правильному обращению с качелями: подходить к ним можно только сбоку, во время других игр на площадке нужно отходить от качелей подальше.

Расскажите детям, что в жаркую погоду металл сильно нагревается и с металлической горки лучше не кататься. Объясните, что кувыркаться на батуте, когда там находятся другие дети — опасно, можно случайно ударить другого ребёнка.

свернуть

Осторожно, солнце! Ожоги и перегрев на солнце

Погулять под солнышком — конечно, полезно для ребёнка, но в меру, привыкая к солнечной активности постепенно. Чрезмерно длительное пребывание на солнце может привести к перегреву, ожогам, тепловому или солнечному удару — и предупредить такие неприятности проще, чем потом заниматься долгим лечением.

Что нужно знать ребёнку о пребывании на солнце летом:

  • максимальная солнечная активность приходится на период с 10.00 до 16.00 — в это время лучше поменьше бывать на улице, чтобы не перегреваться;
  • если на коже появилось ощущение пощипывания — нужно сразу уходить в тень;
  • наносить солнцезащитное средство необходимо за 15 минут до выхода на улицу;
  • отправляясь на улицу, нужно надеть головной убор и свободную легкую одежду.

Тепловой и солнечный удары: признаки, первая помощь

Тепловой удар, признаки: вялость, сонливость, головная боль, тошнота, расширение зрачков, при тяжелом течении — рвота, потеря сознания, судороги, повышение температуры тела.

Солнечный удар, признаки: слабость, шум в ушах, повышение температуры, тошнота, рвота, диарея, иногда идёт кровь из носа.

Главное отличие теплового удара от солнечного: тепловой удар можно получить от сильной жары даже в помещении, солнечный удар возможен только от долгого нахождения под прямыми лучами солнца. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе — одинакова:

  • переместите ребёнка в тень и вызовите скорую помощь;
  • приложите к голове пострадавшего холодный компресс;
  • максимально освободите ребёнка от одежды, особенно верхнюю часть тела;
  • давайте пить не очень холодную воду небольшими порциями;
  • обтирайте открытые участки тела ребёнка влажной тканью;
  • если ребёнка тошнит — поверните его на бок.

Ожоги

Симптомы ожогов проявляются после нескольких часов пребывания на солнце: кожа розовеет, появляется зуд на месте ожога, прикасание к повреждённым участкам тела становится болезненным. В тяжелых случаях на коже образуются волдыри, у ребёнка поднимается температура, возможна тошнота, обморок.

Первая помощь ребёнку при солнечных ожогах:

  • если ожоги сопровождаются повышением температуры или потерей сознания — вызывайте скорую помощь;
  • если помощь медиков не требуется — уведите пострадавшего в тень и сделайте прохладный компресс на места ожогов;
  • для лечения используйте специальные средства против ожогов, которые продаются в аптеках.
свернуть

Безопасность на природе

Безопасность на природе

роткий летний период горожане стараются как можно чаще выезжать на природу: в лес, на рыбалку, на дачу. И, конечно, семейная поездка на природу — это отличный вариант отдыха с детьми: ребёнок подышит свежим воздухом вдали от города и получит запас необходимого для детского организма витамина D, принимая умеренные солнечные ванны.

Отдыхая на природе с детьми, будьте осторожны: активный ребёнок может попробовать незнакомые грибы или ягоды, может захотеть поиграть с огнём, не оценит риски встречи с насекомыми, и не будет знать, как вести себя во время грозы.

В лесу

Правила безопасного поведения человека в лесу:

  • одежда у взрослых и детей должна быть соответствующей: спортивный костюм с длинными рукавами, нескользящая обувь на толстой подошве, головной убор. Обратите внимание: одежда не должна плотно прилегать к телу — если клещ, комар или другое опасное насекомое попытается укусить вас или ребёнка, добраться через просторную одежду до кожи будет гораздо сложнее, чем через облегающую;
  • не пробуйте сами и не давайте есть ребёнку неизвестные вам грибы или ягоды. Объясните детям, что незнакомые лесные растения могут стать причиной серьёзного отравления;
  • следите за тем, чтобы дети не отставали от взрослых и не уходили далеко вперед. Расскажите, что в лесу можно легко потеряться, а выбраться — гораздо сложнее. Поговорите с ребёнком о том, что нужно делать, если он все-таки отстал от родителей: обязательно оставаться на месте и громко звать взрослых.

Игры с огнём

Соблюдайте вместе с детьми правила пожарной безопасности на природе:

  • ребёнку нельзя брать спички или зажигалку и пытаться развести костер самостоятельно;
  • нельзя играть с огнём: бросать туда не предназначенные для разжигания костра предметы (особенно легковоспламеняющиеся), поджигать от пламени прутики или травинки;
  • разводить костёр можно только в должным образом обустроенном месте: на участке, расчищенном от травы, веток, мелкого мусора. Покидая место отдыха, убедитесь, что костер потушен полностью.

    Опасные насекомые

    Что делать, если укусило опасное насекомое — первая помощь:

    Клещи

    Как понять, что ребёнка укусил клещ:

    • укус клеща часто бывает безболезненным — поэтому, гуляя в парке или в лесу, почаще осматривайте ребёнка, особенно голову под волосяным покровом и область кожи за ушами;
    • если клещ ползает по одежде — просто стряхните насекомое, клещи долго ищут место для укуса;
    • особенно опасны самки клеща: они — основные разносчицы инфекций. После укуса они значительно увеличиваются в размерах и приобретают металлический оттенок.

    Первая помощь при укусе клеща:

  • удалите насекомое сразу после обнаружения с помощью пинцета или специального клещеверта (продаётся в аптеках): захватите насекомое у самого основания и вытащите вращательными движениями;
  • проверьте, вышел ли клещ полностью, если головка осталась в коже — извлеките её стерильной иглой, обработав место укуса любым спиртосодержащим средством до удаления головки насекомого и после;
  • обратитесь к педиатру в течение 72 часов после укуса — врач проведёт профилактику боррелиоза и назначит необходимые анализы.

 

Комары

Как избежать укусов комаров и какими средствами от комаров можно пользоваться ребёнку:

  • используйте подходящие для возраста ребёнка репелленты, наносите средство строго в соответствии с инструкцией. Лучше всего носить с собой салфетки-репелленты;
  • если на улице не слишком жарко, пусть ребёнок оденется в закрытую светлую одежду (комаров не привлекают светлые оттенки);
  • если комар уже укусил, и на месте укуса появились зуд и раздражение — можно помазать кожу ребёнка детским средством после укуса насекомых или обработать пострадавший участок настойкой календулы;
  • если к раздражению на коже после комариного укуса добавились другие симптомы: сильный зуд, повышение температуры — обратитесь к врачу.

Пчёлы, осы

Чтобы избежать нападения ос — не используйте косметические средства с резким запахом. Пчелиный укус предотвратить сложнее — пчёлы жалят человека, чтобы прогнать его со «своего» места. В любом случае, как только ребёнка ужалило летающее насекомое — сразу отведите сына или дочь подальше.

Первая помощь при укусе пчелы или осы:

  • удалите жало, не прокручивая его — например, тупой стороной ножа;
  • понаблюдайте за состоянием ребёнка: если он начал задыхаться и появился сильный отек — вызывайте скорую помощь;
  • если ребёнка ничего не беспокоит, кроме боли в месте укуса, промойте повреждённый участок кожи с мылом и нанесите подходящее по возрасту средство после укусов летающих насекомых, или сделайте холодный компресс и оставьте на один час.
свернуть

Правила поведения на водоёмах для детей!

Самый безопасный детский отдых на воде — под присмотром взрослых. Но сопровождать ребёнка повсюду не всегда получается, особенно если он уже не малыш, поэтому обязательно расскажите сыну или дочери о безопасном поведении на пруду или другом водоёме. И даже если вы отправляетесь купаться вместе — детям всё равно пригодятся эти правила:

  • если ребёнку меньше десяти лет или он недостаточно уверенно держится на воде — используйте плавательный жилет;
  • расскажите детям, что игры в «прятки» под водой или шутливые попытки «утопить» друг друга очень опасны;
  • объясните, почему нельзя плавать — и тем более нырять — в незнакомых местах или местах, сильно заросших водорослями: можно пораниться о камни или мусор, или оказаться на слишком большой глубине, что может привести к трагедии;
  • опасно заплывать на дальние расстояния на надувных матрасах — это ненадежное средство, предназначенное для плавания у берега водоёма;
  • контролируйте длительность купания — долгое пребывание в прохладной воде опасно переохлаждением;
  • купите ребёнку подходящую обувь, чтобы он не поранился о камни на пляже или в воде.
свернуть

Безопасность детей в летний период — общие правила

Купание

Купаться можно только в обустроенных для купания местах, нельзя заплывать далеко и играть в небезопасные игры.

Солнце

Носить головной убор днём нужно всегда — не только в солнечные дни, но и когда на небе тучи. Нельзя находиться под прямыми лучами солнца слишком долго.

Еда и вода

Необходимо тщательно проверять срок годности продуктов, не брать на природу скоропортящуюся еду, стараться пить побольше чистой несладкой воды и всегда мыть руки перед едой.

Насекомые

Если рядом оказалось потенциально опасное насекомое (пчела, оса) — нужно избегать резких движений.

Общение

Если ребёнок гуляет без родителей — общаться можно только с хорошо знакомыми людьми. Нельзя звать на помощь в шутку.

 

свернуть

Виды игровой деятельности в летний период!

Летний оздоровительный период!

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

В дошкольном учреждении в период летних каникул проводится физкультурно-оздоровительная работа, которая включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическая работа, которая включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период  мы организуем:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

 При организации музыкальной деятельности с воспитанниками проводятся:

  • музыкально-дидактических игры, музыкальные викторины;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

Таким образом, лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем.  Все  усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление и закаливание детского организма.

свернуть

Инструктивно-методическое письмо “Об организации летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования”

Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________Р. С. Сидоренко

22 мая 2015 г.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации летней оздоровительной работы 
в учреждениях дошкольного образования»

Подготовка к летней оздоровительной работе

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.

С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) образования, спорта и туризма издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются: наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

функционирование поливочной системы;

обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);

засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.

При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.

 Особенности организации образовательного процесса
в летний оздоровительный период

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику; физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида); подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельную двигательную деятельность; закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены: комплекс общеразвивающих упражнений; обыгрывание сюжета; 3—4 подвижные игры; физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров; оздоровительный бег на участке; элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца): ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования); многократное умывание в течение дня;полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи; дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков); ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает: изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн); музыкальную деятельность воспитанников; ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора. 

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является: рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы; проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете; экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами; включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке); освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.); лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины); аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.); конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов); детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является: включение изобразительной деятельности в детские праздники; проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями; организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является: использование музыки в режимных моментахфоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений; проведениемузыкально-дидактических игр и заданиймузыкальных викторин; включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.); сольное и коллективное музицирование; самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности: Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы. Музыкальные игры с пением, хороводы. Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

  • развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
  • формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
  • формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
  • развитие музыкально-творческих способностей.

Игры с музыкальными инструментами.

Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

 Особенности организации питания и питьевого режима

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При
С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

  • обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
  • максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
  • использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
  • учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
  • обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Приложение 1

Нормативное правовое обеспечение организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З).
  2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся».
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования»
    (в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1114).
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266).
  6. Разъяснения по применению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307».
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2014 № 1104).
  8. Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях. Руководство № 11-14-1-2000. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии, Министерством образования Республики Беларусь.
  9. Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях. Руководство № 11-14-2-2002. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, НИИ санитарии и гигиены, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, Белорусским государственным медицинским университетом, Министерством образования Республики Беларусь.
  10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками».
  11. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 403 «Об изменениях и дополнениях к «Сборнику рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста» (2003 г.), которые выявлены как издержки при издании (опечатки).
  12. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях». — Минск, 2006.
  13. Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.
  14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.11.2009 № 69).
  15. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.07.2011 № 71).
  16. Сборник нормативных документов «Гигиена детей и подростков», вып. 1 / сост. А. А. Малахова, Минск, 2009.
  17. Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (Приложение «Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением»).
  18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78).
  19. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».
  20. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2012 № 10-17/П-18/3/10-27/16-643 «О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования».
  21. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» (вместе с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования).
  22. Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией».
  23. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 10-16/1250 «О распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания в дошкольных учреждениях, при написании меню-требования».
  24. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
  25. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 № 78).
  26. Саванович, И. И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И.  И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.
  27. Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста / Т. Д. Андрианова [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2003. — 632 с.
  28. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014».
  29. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий».
  30. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

 

Приложение 2

Программно-методическое обеспечение летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

  1. Анцыпирович, О. Н. В мире музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.Н. Анцыпирович,
    О. Н. Зыль. — Минск : Пачатковая школа, 20 — 48 с. — (Серия «Мир детства»).
  2. Анцыпирович, О. Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 24 с. : 31 с. ил.
  3. Анцыпирович, О.Н. Тропинка в мир музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Минск : Жасскон, 2012. — 52 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  4. Анцыпіровіч, В.М. У свеце музыкі : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / В. М. Анцыпіровіч, А. М. Зыль. — Мінск : Пачатковая школа, 20 — 48 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
  5. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    О.К. Васильева. — Мозырь :  Содействие, 2013. — 152 с.
  6. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі. — Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 416 с.
  7. Глазырина, Л.Д. Двигательная деятельность в группе «Почемучки» : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.  Д. Глазырина. — Минск : Зорны Верасок, 2010. — 360 с.
  8. Глазырина, Л.Д. Физкультурные занятия в группе «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. Д. Глазырина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 240 с.
  9. Горбатова, Е.В. Веселые игры с линией и цветом (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск : Жасскон, — 40 с.
  10. Горбатова, Е. В. Художественная мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Е. В. Горбатова. — Минск : Жасскон, 20 — 40 с.
  11. Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 72 с.
  12. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. А. Горелова. — Минск : Народная асвета, 2011. —
    22 с. : 26 с. ил. — (Страницы родной земли).
  13. Гракова, К. Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    К. Г. Гракова. — Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с.: 26 с. ил. — (Страницы родной земли).
  14. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 104 с.
  15. Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Е. Б. Давидович. — Минск : Народная асвета, 2011. — 14 с. : 25 с. ил. — (Страницы родной земли).
  16. Дубинина, Д.Н. В мире сказок : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина — Минск : Пачатковая школа, 20 — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
  17. Дубинина, Д. Н. Игры с картинками для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 20 — 28 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  18. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 20 — 20 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  19. Дубініна,Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна,
    А. А Страха, Д. У. Дубінін. — Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 136 с.
  20. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна,
    А. А. Страха, Д. У. Дубінін. — Мазыр : Белы Вецер, 2014. — 136 с.
  21. Дубініна, Д. М. У свеце казак: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання /
    Д. М. Дубініна. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
  22. Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Минскаучеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. — Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с. : 27 с. ил. — (Страницы родной земли).
  23. Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Жасскон, — 64 с.
  24. Житко, И. В. Играем в математику: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко — Минск : Жасскон, 20 — 16 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  25. Житко, И. В. Математика для малышей : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск: Жасскон, 20 — 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  26. Житко, И. В. Математическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    И. В. Житко. — Минск : Жасскон, 20 — 64 с.
  27. Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Пачатковая школа, 20 — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
  28. Жихар, О.П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. П. Жихар,
    З. В. Кощева. — Мозырь : Белый Ветер. — 2010. — 207 с.
  29. Жытко,І. У. Насустрач матэматыцы : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / І. У. Жытко. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
  30. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 184 с.
  31. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Г. Н. Казаручик. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 72 с.
  32. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 255 с.
  33. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 48 с. : ил.
  34. Литвина, Н. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Н. В. Литвина, Е. И. Лосик. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 109 с. : + 1 электрон. опт. диск.
  35. Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.
  36. Никашина, Г. А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. А. Никашина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 167 с.
  37. Пашко, В. Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Л. Пашко. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.
  38. Петрикевич, А. А. Веселые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск : Жасскон, 20 — 40 с.
  39. Петрикевич, А. А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    А. А. Петрикевич. — Минск : Народная асвета, 2011. — 14 с. : 27 с. ил. — (Страницы родной земли).
  40. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск : Жасскон, 20 — 40 с.
  41. Поздеева, Т.В. Уроки нравственности : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. В. Поздеева. — Минск : Жасскон, 20 — 20 с. : 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  42. Полягошко, С.В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно-речевой деятельности учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С. В. Полягошко. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 82 л. : ил.; 47, [1] с.
  43. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.
  44. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 2 ч. Ч. 1 / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.
  45. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 2 ч. Ч. 2 / сост.  : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.
  46. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 1 / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.
  47. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 2 / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 216 с.
  48. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 3 / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 184 с.
  49. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 4 / сост.  : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 196 с.
  50. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 5 / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 192 с.
  51. Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко,
    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.
  52. Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 174, [2] с. : ил.
  53. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 104 с.
  54. Смолер, Е. И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 94 с.
  55. Старжинская, Н.С. Веселые игры для развития речи (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 20 — 60 с.
  56. Старжынская, Н.С. Вучыся размаўляць правільна : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Н. С. Старжынская. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
  57. Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  58. Старжинская, Н.С. Речевая мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 20 — 56 с.
  59. Старжинская, Н.С. Учись говорить правильно : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Н. С. Старжинская. — Минск : Пачатковая школа, 20 — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
  60. Страха, А.А. У свеце прыроды : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / А. А. Страха. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
  61. Стреха, Е.АВ мире природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Пачатковая школа, 20 — 16 с. — (Серия «Мир детства»).
  62. Стреха, Е.А. Малыши в мире природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Жасскон, 20 — 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  63. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Е. А. Стреха. — Минск : Народная асвета, 2012. — 64 с.
  64. Стреха, Е. А. Познаём мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Жасскон, 20 — 24 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  65. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Нац. ин-т образования, — 416 с.
  66. Ходонович, Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.
  67. Ходонович, Л.С. Музыкальная мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Л. С. Ходонович. — Минск : Жасскон, 20 — 56 с.
  68. Ходонович, Л.С. Мы играем в мюзикл! : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Народная асвета, 20 — 40 с.
  69. Ходонович,Л. С. Развитие музыкально-театральной деятельности детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Народная асвета, 20 — 176 с.
  70. Шебеко, В. Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Н. Шебеко. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
  71. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 133 с.
  72. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 88 с.
свернуть

Памятка для родителей к летним каникулам

Памятка для родителей к летним каникулам

Вот и настало время долгожданных летних каникул. Многие ребята отправятся или уже отправились в гости к бабушкам и дедушкам, лагеря, некоторые останутся дома. Задача взрослых - уберечь  их от необдуманных поступков и научить безопасности. Для этого мы сейчас вспомним простые правила безопасности. 

Умеет ли ребенок вести себя, знает ли правила безопасности – это то, о чем необходимо поговорить в первую очередь. Психологи говорят, что даже взрослому человеку необходимо возвращаться к теме каждые полгода, чтобы ее не забыть. Представляем вам памятку к летним каникулам, с темами на которые следует обратить внимание.

ДОМА

1) Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

2) Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.

3) Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.

4) Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.

5) Если есть возможность, поручите старшим детям присматривать за младшими.

6) Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.

7) Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.

ДЕРЕВНЯ ИЛИ ДАЧА

1) Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) Если вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте малышам, что игры на стройке или в местах, где ведется ремонт, небезопасны.

3) Деревня или дача – это не только отдых, но и уход за садом и огородом. Если вы обработали овощи химикатами, то обязательно обезопасьте территорию каким-либо ограждением и доходчиво объясните ребенку, что заходить туда строго-настрого запрещено, а тем более срывать и пробовать что-то на вкус. Уберите лекарства и химические вещества, необходимые как для сада-огорода, так и для бытовых нужд, в недоступные для ребенка места.

4) Позаботьтесь о том, чтобы на участке не было ядовитых растений. Если недалеко находится лес, покажите и расскажите ребенку, какие растения и ягоды нельзя трогать и тем более есть.

5) Занимаясь хозяйственными делами, не забывайте, что ребенок не должен быть предоставлен сам себе – вы должны знать, где он и с кем играет. Если речь идет о маленьких детях, здесь совет один – не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.

ВОДОЕМ

Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха, как водоемы. Не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, баловаться на воде.

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

Главное здесь – научить детей, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Спросите у ребенка, что он будет делать, если вдруг останется один дома и в дверь кто-то позвонит. Скажет ли он, что мамы нет дома или вовсе откроет дверь малознакомому человеку – это важно узнать и понять заранее. Научите его, что лучше спросить «кто там?», а затем сказать, что «папа спит». Или сразу же позвонить родителям и сказать, что в дверь кто-то звонит.

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Летом дети большинство своего времени проводят, играя на улице. Но что делать ребенку, если к нему подойдет бездомная собака, начнет рычать и лаять? Объясните, что нельзя убегать, махать руками и делать другие резкие движения, смотреть в глаза и паниковать. Лучший вариант – остановиться, дать команду «фу!» или «сидеть!», а затем медленно двигаться в укрытие.

ПДД

Кроме того, ежедневно напоминайте своему ребенку о правилах дорожного движения. Это не только о том, как и где переходить дорогу, но и о правилах велосипедиста, ведь езда на велосипеде – одно из любимых летних занятий у детей. К слову, ребятам до 14 лет ездить по дорогам и улицам – строго запрещено. Это относится и к дворам, где ездят машины. Тем, кому еще нет четырнадцати, можно ездить по велодорожкам и закрытым для автомобилей площадках.

ВЫВОД

Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Внимание, любовь и забота – лучшие средства для защиты вашего малыша от возможной беды. И помните: ребенок всегда смотрит на вас. Поэтому пусть ваш пример соблюдения правил безопасности научит его и подарит ему здоровое, счастливое и безопасное детство.

свернуть

Летний оздоровительный период!

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в ГУО «Ясли-сад №18 «Сказка» г. Жодино»

В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования проводится опрос по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период. При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом учитывается, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

  • самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 
  • организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников, оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания включаются в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

  • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч);
  • многократное умывание в течение дня;
  • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
  • дневной сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
  • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

В летний оздоровительный период в учреждении дошкольного образования реализуется система мероприятий, направленная на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников уделяется внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

При организации качественного рационального питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования:

-         обеспечивается энергетическая ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

-         максимально разнообразится и сбалансируется рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

-         используется технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

-         учитываются индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

-         обеспечивается санитарно-гигиеническая безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летнее время особое внимание уделяется организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, и кипяченая, которая хранится не более 6 часов. Питьевая вода доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования, в том числе выносится на улицу, где разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

 

свернуть