Советы учителя - дефектолога

Как развивать фонематические процессы у детей?

Как развивать фонематические процессы у детей?

Сформированность фонематических процессов крайне важна для полноценного усвоения звуковой стороны речи, грамматического строя речи и подготовки к успешному овладению чтением и письмом.

У детей с нарушениями речи данная сторона речи оказывается сформирована недостаточно либо не сформирована вовсе.

Что такое фонематические процессы?

Фонематические процессы включают в себя следующие понятия:

Фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.

Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем.

 Выделяют фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.  

Фонематический анализ – это умение расчленять слово на составляющие его звуки.

Овладение фонематическим анализом позволяет:

  • Определять последовательность и количество звуков в слове
  • Определять место заданного звука в слове

Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово.

Фонематические представления - способность оперировать результатами фонематического анализа:

  • Придумывать слова с заданным звуком
  • Отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук
  • Придумывать слов с заданным количеством звуков

 Дети, у которых достаточно развиты фонематические функции, лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно полноценное становление его высшей ступени — звукового анализа, который крайне важен для успешного овладения письменной речью.

Проявления несформированности фонематических процессов

Дети, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы, испытывают трудности при:

  • Различении артикуляторно-акустически близких звуков
  • Выделении звука на фоне ряда звуков
  • Определении места звука в слове
  • Определении количества и последовательности звука в слове
  • Подборе слов на заданный звук
  • Подборе слов с заданным количеством звуков в слове.

Примеры игр и упражнений,

направленных на развитие фонематических процессов

 

           

 Упражнение 1

«Угадай, что звучит». Предложите ребенку послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки.

Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

Упражнение 2

«Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагают послушать звучание какого-либо музыкального инструмента.

Ребенок отгадывает, какой музыкальный инструмент звучал. Можно использовать картинки-подсказки.

  Упражнение 3

«Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов»)насыпьте разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый воспроизводит звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.

 Упражнение 4

 «Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка.

Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий.

Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок отгадывает, кто его позвал.

 Упражнение 5

 «Тихо-громко».

Взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силойголоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза).

 Упражнение 6

«Закончи предложение». На столе выложите несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок.

Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».

 Упражнение 7

 «Найди ошибку». 

Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»); «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»). Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, ребёнок называет правильный вариант.

Упражнение 8

 «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок делает шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза», взрослый называет слова: коса, каша, коза.

Упражнение 9

Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух,а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. 

Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

 Упражнение 10

«Поймай звук». Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. сжать кулачок или хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

На первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.

Упражнение 11

 «Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку.

Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно.

На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале слова.

 

Упражнение 12

 

 

Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных.

  Упражнение 13

 «Слово рассыпалось» Взрослый говорит, что слово рассыпалось на звуки, называет отдельно звуки слова (К О Т).

Ребенку предлагается последовательно соединить звуки,  чтобы получилось целое слово.

Упражнение 14

 «Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок и просит ребенка выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.

 Упражнение 15

 «Посмотри вокруг». Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

 Упражнение 16

Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д), ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.

Использованные источники:

  1. Р. Е. Левина Основы  теории и практики логопедии/под ред. Р.Е. Левиной М.2005г.
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/02/kartoteka-igr-dlya-razvitiyafonematicheskih-protsessov-u
  3. https://infourok.ru/tema-ffn-voprosi-i-otveti-2383765.html
  4. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_navyikov_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza_kak_odno_iz_uslovij_podgotovki_detej_k_shkole/

                                                                                                                                 Подготовила:

учитель – дефектолог

Е.Н.Ткачёва

свернуть

Игры на запуск речи

Ведущей деятельностью ребенка до трех лет, через которую происходит его развитие является предметная деятельность и эмоциональное общение со взрослыми. С 3 до 7 лет ведущей является игра.

Если у ребенка нет речи, он не может играть в сюжетно-ролевые игры со сверстниками и его мышление вторично задерживается. К тому же поведение малыша может измениться в худшую сторону, так как без речи он не имеет возможности сообщить о своих желаниях и потребностях, оо своих тревогах. Ребенок начинает выражать себя через нежелательное поведение, которое родители часто списыают на характер ребенка.Поэтому очень важно, если ребенок вовремя сам не заговорил, помочь ему .

Как заниматься.

  • Заведите дневничок, где будете отмечать результат.Не переходите к следующей ире , если ребенок не смог выполнить предыдущее задание или выполняет его неуверенно.
  • Занимайтесь ежедневно.
  • При подборе речевого материала к играм ориентируйтесь на возможности ребенка и его актуальный уровень понимания речи.
  • Упрощайте речевой материал при низком уровне и усложняйте при хорошем.
  • Для того чтобы ребенок понял, осмыслил слово и начал употреблять в речи,он должен слышать его огромное количество раз в разных ситуациях.
  • Ни в коем случае не говорите ребенку во время игр «Скажи, повтори».Это вызывает речевой негативизм у ребенка.
  • Не заставляйте ребенка. Ваша задача заинтерисовать малыша.
  • Базой к хорошему взаимодействию является совместное времяпровожнение. Гуляйте с ребенком не с наушниками в ушах, а комментируя малышу явления окружающего мира. Привлекайте малыша к домашним делам. ( Помочь убрать пижаму, помыть кружку и т.п.) Если ребенку интересно находиться с родителями в другой деятельности в повседневной жизни, то его легче заинтерисовать игрой.

Игры

Игра «Черепаха»

 Для игры вам понадобится небольшой плед. Сядьте на четвереньки, имитируя черепаху. Накиньте плед на спину. Медленно идите к ребёнку большими шагами в ритм произносимой фразы:

– Шла по полю черепаха и пугалась всех от страха. Ой-ой-ой! Боюсь Катю (имя ребёнка)!

Спрячьте голову под плед. Выглядывайте из-под пледа. Ждите реакции ребёнка. Ему смешно? Или он захочет утешить черепаху? А может, напротив, захочет её напугать?

Затем можно поменяться ролями и черепахой будет ребёнок, а вы будете проговаривать фразы.

Делайте паузу в конце строки. Возможно, со временем ребёнок сам произнесёт междометие «Ой-ой-ой».

ВАЖНО

Для того чтобы ребёнок стал участвовать в игре и начал добавлять звукоподражания в потешках, зачастую надо проиграть этот сюжет не один день. Не надо разучивать каждый день новый материал. Повторяйте с ребёнком одну потешку в течение недели. Дети очень любят играть в одни и те же полюбившиеся им игры. 

Игра «Дарики-комарики»

 Для этой игры вам понадобится прищепка. Возьмите прищепку в руки, кружитесь по комнате и приговаривайте четверостишие.

- Комарик летит.Хочет теяб укусить.

Дарики-комарики

Дарики-комарики.

Кружились,кружились,

За ручку вцепились. Кусь!

Прицепите прищепку на рукав ребенка. Не снимайте ее сразу.Будет ли ребенок просить жестами снять ее? Научите ребенка самоостоятельно снимать прищепку.

Игра «Аквапарк»

Возьмите картонную втулку от бумажных полотенец, таз с водой и мелкие пластиковые фигурки животных. Кидайтейте фигурку животного через трубу в таз с водой, имитируя катание с горки в аквапарке. Будьте эмоциональны. Используйте звукоподражания и междометия.

-Кто хочет прокатиться с горки?Зайка? Кати зайку. Зайка кричит: Я качуусь! Плюх!Класс!Зайке понравилось!Он хочет еще! Ой. Кто это лает?» Гав-гав! Я тоже хочу!..

Старайтесь во время игры использовать одни и теже слова, обозначающие действия.(  кати,бери,на,дай)

С ребенком который не разговаривает, хорошо использовать не более пяти игрушек.

Игра «Сделай так»

Приготовьте различные предметы в двух экземплярах.Это должны бытьабсолютно одиноковые предметы по цвету,форме и размеру. ( кубики,банки,мячики, ложки и т.д.)

Поставьте два предмета перед собо и два таких же перед ребенком. Выполняйте различные действия и попосите ребенка сделать так же. Как вы.

Если ребенок затрудняется , то выполняйте действия его руками, совместно. Если ребенок с легкостью справляется, то усложняйте действия.

Одним из важных показателей благополучного развития ребенка является наличие указательного жеста. Это способ коммуникации ребенка с окружающим миром.

Для формироаания указательного жеста надо учить ребенка пинцентному захвату.Предлагайте ребенку под вашим контролем перекладывать макароны, фасолины, горох с одного подноса на другой.

Звукоподражания животным

УУУ-волк, пипи-пи-мышка, му—у-корова, ду-ду-ду-слон,ко-ко-к-курица…

Звукопродражания действиям и междометиям

Например» кач-кач-качается, прыг-скок-прыгает,цап-цапнул.

Машина едет: Би-би. Грозим пальчиком: Н-но!, Ой,как грязно! Фу1

Паровоз едет: «Ту-ту».Кенгуру скачет: Опа-опа. Прогоним муху:»кыш!Кыш!..

ВАЖНО

Не берите каждый день новые звукоподражания.Ребенку надо услышатьслово или звукоподражание неоднократно.

 

Слуховое восприятие  Игра « Что звучит»

Приготовьте три пары предметов, которые издают звук. ( погремушки. Два спичечных коробка, две ложки) Один комплек положите перед ребенком,второй-себе. Пгремите погремушкой.-Сделай так. Если ребенок не понял. То совместно-рука ребенка в вашей руке.

Усложнение, спрячте ипредметы,а ребенок должен догататься,какой предмет звучал и взять такой же.Можно последовательно несколько предметов.Спросить,что сначало звчало,а что потом.

В сети интернет можно найти голоса разных животных,звуков и поиграть.Это позолит сделать игру еще увлекательнее.

 

Игра «Чудесный мешочек»

Положите перед ребенком четыре карточки с изображением предметов, которые имеются у вас дома. Это должны быть небольшие предметы, которые могут уместиться в руке ребенка. Покажите ему карточки, назовите их.

Теперь покажите ребенку предметы и положите их в непрозрачный тканевый мешочек. Попросите ребенка на ощупь найти в мешке тот предмет, изображение которого вы покажете, и положить его на карочку. Если ребенок не понял инструкцию,, то покажите ему , что надо делать.Рекомендуется братьь в работу простые слова см.ниже.Во время игры много раз проговариайте слово.

-Это киса. Найди в мешочке, кису. Где же киса?

 Вот она. Киса. Да. Ты нашел кису. Мяу-мяу. Какая киса пушистая. Вот киса( на картинке)Клади сюда.

Эта игра направлена на развитие тактильного восприятия, активизацию звукоподражаний и первых слов.

Слова, простые для произнесения

1 тип слоговой структуры

Мама,папа,ляля,баба,деда,киса,Миша,муха,жаба,лиса,сова,каша,коза,пума,нога,оса,кофе,мука,мясо,оса,духи,вата,сани,мука,дети,уши,дыня,вода,бусы,лего,зая.

2 тип слоговой структуры

Бананы,бумага,бусины,домино,какаду,какао,екамыши,котята,малина,машина,пижама,пауки

3 тип слоговой структуры

Мак,дуб,сок,фен,мышь,сеть,кот,кит,гусь,щит,пень,лес,нос,сад,суп,соль,чай,дым,конь,бык, мяч,сом,нож,лев,пень

Источник: nsportal.ru

 

 

 

свернуть

Общие рекомендации родителям, чьи дети имеют речевые проблемы

Общие рекомендации родителям,
чьи дети имеют речевые проблемы

⇒покажите ребёнка врачам –специалистам (по рекомендации ПМПК);

⇒систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

⇒занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

⇒не принуждайте ребёнка к выполнению домашнего задания;

⇒не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

⇒соблюдайте точность выполнения заданий;

⇒не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

⇒водите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля;

⇒постепенно усложняйте требования к речи ребёнка;

⇒учите наблюдать , слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли;

⇒совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

⇒согласуйте с учителем-дефектологом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

⇒помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

⇒верьте в силы своего ребёнка, верой и терпением вселите в него уверенность.

Желаю успехов!

свернуть

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

 

 

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
свернуть

10 простых советов от учителя-дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернуть

Советы учителя - дефектолога!

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

 

Кратко о речевом развитии ребенка

2 года

– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

3 года

– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.

4 года

– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 -6 лет

– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

7 лет

– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем  быстрее и качественнее будет развиваться его речь. 

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

 

Рекомендации учителя-дефектолога  родителям детей

с речевыми нарушениями

Общие рекомендации:

Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-дефектологу.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя -дефектолога, ребенка и родителей.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

  

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога. 

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

свернуть