Память о далёкой афганской войне жива… (Жодино)

15.02.2023

Ежегодно 15 февраля в Республике Беларусь отмечается памятная дата – День памяти воинов-интернационалистов. В этот день, много лет назад, последний солдат перешёл мост пограничной реки Амударья под Термезом – завершился вывод советских войск из Афганистана. Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Память о далёкой афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния.

Сегодня, в Жодинском городском отделе по ЧС прошла встреча воина-интернационалиста Николая Талецкого с личным составом.

Николай Талецкий родился 21 марта 1966 года, в прошлом начальник караула ПАСЧ № 1 г. Жодино. Был призван в армию после окончания Минского политехникума. Сначала попал в «учебку» в самый южный город Узбекистана - Термез, там учился три месяца на связиста, в пустыне, а затем с 1985 по 1987 годы служил в Афганистане. Участвовал в пятнадцати боевых операциях. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Вот что вспоминает Николай Яковлевич о том времени:

– Пробыл в Афганистане ровно 22 месяца. Служил в пехотном полку  в артдивизионе. Наше воинское формирование дислоцировалось в районе, расположенном между Кабулом и Пули-Хумры (от границы примерно километров 200). Кстати, из своей самоходки сделал 3000 выстрелов. Как сказал тогда командир, один выстрел стоил 230 рублей. В то время это была хорошая месячная зарплата в Союзе!

– Было страшно?

– Да, конечно. Особенно, когда рядом гибли люди. Порой нелепо. Однажды наш водитель, слабо представляющий работу сапера, решил разобрать найденную мину. И поплатился за это жизнью. Хочу сказать, что в начале службы мы мало думали о собственной безопасности. Нам неоднократно Когда немного «обстрелялись», появился страх, проснулось чувство самосохранения. Я, например, тогда говорил себе: «Там мама ждет…». И это действовало – не рисковал, когда это не требовалось. После одного происшествия особенно почувствовал, как хрупка жизнь и как тонка ниточка, которая может в любую минуту оборваться… Помню, была дана команда отправиться на плац, где отрабатывались разные элементы ведения боя. И вдруг самоходка, что шла рядом, взрывается… Тогда погибли люди. Оказалось, ночью душманы заминировали территорию, которая еще накануне проверялась. Там мог быть я…

– Расскажите, как вы попали на службу в МЧС?

– Я был уверен, что попаду в пожарную службу, пришёл по зову сердца. Сразу меня определили пожарным в г.Слуцк, а потом переводом в г.Жодино, где и началась в далёком 1987 году служба.

Коллектив у нас был дружный. В нашей работе нет рутины, каждый день нужно принимать быстрые, а самое главное правильные решения и с честью нести службу в рядах спасателей.

– Какая ситуация запомнилась особенно?

– Был такой случай…Запомнился потому, что до «дембеля» оставалось всего ничего. Очень хотелось выжить. А произошло вот что: стингерами сбили СУ-27. Перед нами стояла задача найти разбившийся самолет и летчиков, которые могли спастись. Наши ушли в долину их искать, а мы через гору вели артобстрел для поддержки пехоты. Вдруг рядом стали рваться снаряды, то есть нас засекли и начали обстрел. Что делать? Я заметил, откуда ведется огонь, и без согласования выстрелил в цель. И попал! За что и получил медаль «За боевые заслуги».

– Трудно было в чужой стране?

– Я оптимист по жизни, а потому служба в армии для меня не была обузой. Просто мы делали тяжелую работу. Война ведь тяжелый труд!

– Как нынче оцениваете афганские события и свое пребывание на чужой земле?

– Не могу сказать, что мы там были не нужны. Ведь помимо поддержания порядка в стране, Советский Союз оказывал огромную гуманитарную помощь афганскому народу – дал туда технику, построил школы, больницы. К тому же мы выполняли свой воинский долг, и позором было отказаться служить в Афганистане. После армии Николай вернулся в Жодино, женился, имеет двоих детей. Более двух десятков лет отслужил в МЧС, где также приходилось бывать в различных ситуациях.